|
Что такое вендинг? Продавцы бывают вежливыми и хамоватыми, аккуратными и неряхами, умелыми и не очень. Но есть и такие, которым не подходит ни одно из этих определений. Они стальные, прочные, автоматические или механизированные. Свое дело они выполняют молча, не спрашивая, есть ли у вас другие. Возможно, такие продавцы не заменяют настоящих, но конкурируют с ними. Речь идет об автоматах, которые предлагают нам горячий кофе, утолить жажду прохладительными напитками или пополнить счет мобильного телефона почти везде, где бы мы в городе не находились. Что же такое это и почему сейчас мир так им лихорадит? Вендинг — это организация торговли через автоматы. Для большинства примером вендинга является продажа газированной воды, горячих напитков и пополнение мобильного счета с использованием автомата. Хотя на самом деле ассортимент продукции, которую можно приобрести через автомат, гораздо больше. Святая вода за копейку Первые прототипы торговых аппаратов появились еще в III веке до нашей эры в храмах Древнего Египта. Это были простейшие механизмы, бросив монетку в которые можно было получить взамен небольшое количество святой воды. Дальнейшие опыты по созданию прообразов торговых автоматов велись в Китае в 1076 году. Там создали механизм, благодаря которому можно было поменять монету на карандаш. Во времена Советского Союза пользовались популярностью автоматы, которые продавали газированную воду: 1 коп. — стакан воды без сиропа, 3 коп. — с сиропом. Современные торговые автоматы появились у нас середине 1990-х годов. Сейчас они предлагают достаточно широкий ассортимент. На улицах, в супермаркетах, в больницах, в вузах в автомате можно купить горячие и холодные напитки, напитки в бутылках и банках, снеки (чипсы, сухарики, орешки, шоколад и др.), презервативы, бахилы, пополнить счет мобильного телефона, оплатить коммунальные услуги и интернет-связь. Согласно данным Европейской вендинговой ассоциации, в Европе работает около 5 млн торговых устройств, через которые каждый год продают и покупают товаров на сумму свыше $ 20 млрд и ежегодно это число увеличивается на 5-10%. В общем, в мире больше торговых автоматов установлен в Японии (около 8 млн), не менее любят вендинг и американцы (около 7 млн автоматов). В мире продают все Все автоматы для торговли делятся на две категории: те, которые продают товар, те, которые предоставляют услуги. Первые предлагают горячие и холодные напитки, напитки в бутылках и банках, снеки, попкорн, горячие блюда, возможность оплатить различные платежи и т.п. Вторые — это музыкальные автоматы, копировальные машины, интернет-киоски, фото-кабины и т.п. Автоматы, продающие напитки и продукты питания, также условно делят на несколько категорий: «hot and cold» (горячие и холодные напитки), «bottle and can» (напитки в банках и бутылках), «snack and food» (снеки и другие продукты питания). Есть автомат, который продает живые наживки для рыбалки, а также сопутствующие для этого дела товары. Конкуренцией и «не пахнет» По словам участников вендинг-рынка в России, перспективная ниша — это автоматы, продающие горячие и холодные напитки. Доля таких автоматов самая большая, как и спрос на них среди населения. Все популярнее становятся кофейные мини-автоматы, которые размещают в офисах. С одной стороны, это сокращает время на приготовление кофе самостоятельно, с другой — дает возможность клиенту, который ждет, приятнее провести время. Большое внимание не только предприниматели, но и общественные организации уделяют обеспечению мест скопления молодежи кондоматами (автоматами со средствами контрацепции). Часто такие автоматы брендированные торговой маркой, которая их производит. Классикой вендинг-автоматов всех времен, по словам экспертов, остается фотокабина. Используют ее для мгновенного изготовления фотографии на документы, но чаще снимки делают с целью развлечения и на память. Залогом успеха в вендинга является выполнение трех условий: правильный выбор места расположения автомата, своевременное его обслуживание (постоянное наличие продуктов, оптимальное техническое состояние и внешний вид) и правильно подобранный ассортимент. К этому можно добавить то, что автоматы работают по принципу «сначала деньги, а потом — товар», не требуют выходных, не уходят в отпуск и не болеют, для начала этого бизнеса требуются небольшие затраты (от $ 1 тыс.), он быстро окупается (4-12 месяцев), при его ведении не нужны складские помещения, дизайн автоматов подходит к любому интерьеру, только требует систематического ухода, чистого внешнего вида и защиты от вандалов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|